Тур «Король Фату–Хивский»

Тур в древней короне из перламутра и черепаховых пластин

Первую экспедицию в 1937 году Тур Хейердал осуществил в сотрудничестве с Зоологическим музеем университета Осло для подготовки научной работы на тему «Действие географической изоляции на жизнь животных», которая впоследствии могла стать его докторской диссертацией. Он выбрал остров Фату-Хива в системе Маркизского архипелага в Полинезии. Непосредственно перед отъездом Тур женился, и его поездка на остров была своеобразным свадебным путешествием.


Хейердал и Лив Кушерон-Торп в день свадьбы

Тур и Лив

Фату-Хива, вид из космоса


Фату-Хива, вид из космоса

Прибытие. Лив на берегу острова Фату – Хива

Кроме идеи диссертации, Тура, как многих образованных европейцев в это время, занимала идея Жан–Жака Руссо о «благородном дикаре». Вместе с женой Лив он хотел «попытаться доказать, что современные европейцы могут вести образ жизни первобытных людей в природных условиях». Если же попытка вернуться к природе окажется безуспешной, у него будет материал для диссертации, которой он после возвращения займется. Хотя Хейердал намеревался оставить цивилизацию, он вынужден был прихватить с собой её кусочек в виде фотоаппарата, пишущей машинки, карандашей и блокнотов.

Ночные страхи. Одна из первых ночей на острове

Планируя поездку, Тур решил, что будет описывать события экспедиции. Статьи, написанные после возвращения, он иллюстрировал собственными фотографиями и рисунками. Окружающие говорили, что Хейердал имел талант писателя и карикатуриста.


Хижину помогли построить местные жители

Островитяне помогли им построить хижину, и чета Хейердалов прожила на острове почти год. Они познакомились также с вождем острова Таити, который усыновил их. По местному обычаю он дал им новые имена – Тераи Матеата (Голубое небо). На соседнем с Фату-Хива острове Хива-Ова Тур увидел статуи из местного красного камня, а на самом Фату-Хива нашел выбитые на камнях рисунки, впервые во всей Полинезии. Это были элементы древней культуры Маркизских островов, творцы которой не известны науке. Он также видел на Фату-Хива древние творения человеческих рук стены из камня и террасы.

«Боги, множество богов» - шептали туземцы, показавшие Туру рисунки

Местный житель, 70–летний Теи Тетуа – последний каннибал, как он сам говорил, рассказывал Туру и Лив древние предания о боге Тики и о том, что его предки пришли на остров через море с востока. Вождь, уже вымерших родов, он взял на воспитание девочку из другого рода, когда все ее родные умерли.

      

Теи Тетуа – последний потомок древних родов            Тахиа – Момо – приемная дочь Теи Тетуа

Еще в Норвегии, готовясь к экспедиции, Тур изучил вышедшую к 1935 году работу американского ботаника Фореста Брауна, посвященную полинезийской флоре. Браун нашел виды ананаса, сладкого картофеля, папайи и бутылочной тыквы, родина которых – Южная Америка, но, еще в доколумбово время, они были широко распространены в Полинезии. На вулканическом острове, каким был и Фату - Хива, эти растения могли появиться только с помощью человека.

После первой экспедиции дальнейшая жизнь Хейердала круто изменилась. Вернувшись в Европу, он передал свою зоологическую коллекцию в музей университета Осло и оставил зоологию.

В 1939–40 годах он начал работать над проблемой заселения Полинезии. Его рукопись «Америка и Полинезия» специалисты не желали читать, и, чтобы доказать свою теорию, он в 1947 году организовал экспедицию на плоту через Тихий океан, сделавшую его знаменитым.

Источник: http://www.norge.ru/thor_heyerdahl_fatu_hiva1/

Бухта Уя, восточный берег острова Фату-Хива, 1937 год




Фату-Хива

В начале 1937 года, сразу после женитьбы, Хейердал и Лив покинули Осло и отправились поездом в Марсель. Отплыв из Марселя, они пересекли Атлантический океан, прошли через Панамский канал и, пройдя по Тихому океану, прибыли на Таити. Один месяц Тур и Лив провели в доме таитянского вождя, где постигали науку выживания в естественных условиях. Затем они переехали на изолированный остров Фату-Хива (один из группы Маркизских островов), где провели целый год в отрыве от цивилизации.

Им казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива, но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах, рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии, но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива»

Источник: http://ru.wikipedia.org


Тур Хейердал
   Фату-Хива

Хейердал Тур - Фату-Хива. Возврат к природе скачать бесплатно


Аннотация:
Книга Тура Хейердала, известного исследователя, путешественника, написана по материалам его первого путешествия на Марксизские острова. В ней ученый возвращается к истокам своего пути в большую науку. Одновременно в книге звучит страстный призыв к человечеству принять активное участие в сохранении природной среды, понять ответственность за будущее планеты. «Фату-Хива» — это книга о Марксизских островах, с большим познавательным материалом в области географии, этнографии, антропологии, истории.

http://royallib.ru/read/heyerdal_tur/fatu_hiva_vozvrat_k_prirode.html#0
Читать книгу On-line

   Прощай, цивилизация

    Возврат к природе? Прощай, цивилизация? Одно дело - мечтать об этом, совсем другое - осуществить мечту. Я сделал попытку вернуться к природе. Разбил часы о камень, перестал стричься и бриться. Лазил за пищей на пальмы. Оборвал все нити, которые связывали меня с современным миром. Решил босиком и с пустыми руками обосноваться в дебрях, слиться воедино с природой.
   Сегодня меня прозвали бы "хиппи" - волосы ниже плеч, усы видно со спины. Я бежал от бюрократии, техники, от железной хватки двадцатого столетия. Единственная одежда, когда я вообще был одет, - цветастая набедренная повязка; жилище - сплетенная из золотистого бамбука хижина. Деньги не нужны, ведь у меня не было расходов: я возвратился в мир, где звери и босоногие люди могли сами добывать себе все необходимое, не задумываясь о завтрашнем дне.
   Чем не мечта хиппи? Путешествие в другой, совсем другой мир... Но путешествие без наркотиков. Реальное, настоящее, тщательно продуманное и подготовленное.
   И начал я готовиться к этому отчаянному предприятию еще в школе. Тогда я жил в увитом плющом беленьком доме, в маленьком городке у выхода из Ослофьорда. Ни тебе смога, ни загрязнения. Никакого стресса - ничего такого, что побуждало бы человека к бегству. Никаких хиппи. Самые большие здания в городе - деревянная церковь да принадлежащая отцу кирпичная пивоварня. Воздух чистый, речка прозрачная. В лесу спокойно можно пить из любого ручья.
   В гавани тоже вода как стеклышко. Мальчишки любили посидеть с удочками на пристани, глядя на стайки рыбешек, которые подходили понюхать насадку. Видны камни и водоросли на дне. А поодаль стояли суда китобойной флотилии. Они привозили домой тысячи тонн жира, добытого далеко на юге, где в морях еще ходило несметное множество китов-великанов. Китобойный промысел, вывоз леса - маленький Ларвик процветал.
   Между тем назревали перемены. Современная техника настолько облегчила бой китов, что промысловики загребали большие деньги. Пришло время подумать об осторожности. Океан казался безбрежным, ни начала у него, ни конца, оба полюса окружил... Но ведь и люди всюду проникли. Не выйдет ли так, что человек с его техникой истребит всех китов? Нет, не может быть. Ведь мир кита безбрежен. Голубой океан так же бесконечен, как голубое небо, они сливаются и вместе составляют частицу безграничного мироздания.
   Взрослые как раз начали всерьез осваивать необозримый воздушный океан. На глазах мальчишек сказка становилась былью. Люди взмывали в небо с земли, будто ведьма на помеле или волшебник на ковре-самолете. Вместе с другими ребятишками я карабкался по черепице на самый конец крыши, чтобы покричать и помахать руками, когда ветер доносил рокот самолета, крохотной точкой парившего на краю неба. И мы дружно бросались к забору, чтобы посмотреть на первого шофера, который отважился подняться на своей машине по крутой улочке до самого нашего дома. Вот здорово! Только запах противный, совсем не такой, как от лошади.
   На мощеных улицах Ларвика по-прежнему мерно цокали копыта, гремели железные ободья. А зимой и вовсе кругом бело и тихо; правда, к перезвону бубенцов иногда примешивались автомобильные гудки. Утром отец с удовольствием шел пешком в контору, после работы с наслаждением шагал домой, где его ждал мирный обед в кругу семьи и долгий послеобеденный сон. Никакой гонки, люди носили большие карманные часы, на них цифру от цифры отделяли широкие просветы.
   Вечерами мы с отцом часто ходили на пристань посмотреть, какой улов взяли рыбаки. Полные ящики омаров, крабов, креветок, всевозможной рыбы живность ползала, корчилась, билась, распространяя запах водорослей и соленого моря. Доставят тебе на дом свежий улов - язык проглотишь. Замороженную рыбу гурманы не признавали.
   Из двух высоких окон моей спальни на втором этаже открывался великолепный вид на фьорд и спускающийся уступами город. Сквозь деревья просвечивали белые стены и красные крыши, на задних дворах горланили петухи. В противоположной стороне - невысокие лесистые пригорки, зеленые дали, ель и сосна, дуб и береза и даже единственная в стране большая буковая роща. Соскочил с кровати - и к окну. Зимой одно окно на ночь оставалось приоткрытым, и я спешил юркнуть под теплую перину, ограничившись одним взглядом на мерцающие фонари и летучие снежинки. Летом оба окна были распахнуты, и, когда взрослые думали, что я давно сплю, на самом деле я сидел и грезил на подоконнике. Услышу далекий звук рынды на отчаливающем судне - и стремглав к окну! Мысли уносили меня вслед за пароходом к выходу из фьорда, дальше, дальше, в сказочные тропические края где-то там за скалами, которые были словно ворота в открытое море. За этими воротами простирался огромный, необозримый мир, еще не до конца изведанный людьми.
   Да, многое еще оставалось неизвестным. Амундсен дошел до Южного полюса незадолго до моего рождения; теперь он участвовал в соревновании - кто первым достигнет Северного полюса на самолете: ведь плавание Нансена на "Фраме" через Северный Ледовитый океан показало, что макушка нашей планеты покрыта дрейфующими льдами. Другие экспедиции, в более теплых широтах, передвигались пешком, как во времена Кортеса и Писарро, стирая белые пятна с карты мира.
   Спасательные отряды пробивались в таинственные области Бразилии, где исчез полковник Фосетт, где бродили племена охотников за черепами. Африка и Азия были для меня не просто другими континентами, а чужими мирами, там жили странные люди, они вели себя иначе и думали не так, как мы...
   Какой огромный мир окружал тогда человека! Ребятишки из соседнего дома вместе с родителями уехали в США. Америка - не одна неделя пути за далекий горизонт. Их провожали так, как теперь провожают астронавтов. Мы были уверены, что никогда больше о них не услышим.
   Путешественникам, исследователем - вот кем я буду! Проникну в неизведанные области нашего неохватного мира пешком, на коне, на верблюде.
   Планета Земля еще не успела заметно убавиться в объеме. Правда, Америка стала в четыре раза ближе, чем была во времена Колумба, но и то путь немалый. Три дня уходило у нас с родителями на то, чтобы из Ларвика по узкоколейке и на подводе добраться до нашей горной хижины за Лиллехаммером. И я был потрясен, когда друзья показали мне какую-то штуку под названием "радио" - квадратный ящик с дырочками; в эти дырочки мы втыкали провод от наушников и долго спорили, кто из нас на самом деле слышал чтото вроде далекой музыки.
   Мир вступал в новую эпоху. Мои родители приветствовали ее с гордостью и радостным предвкушением. Отец уповал на разум, дарованный нам всевышним. Мать верила Дарвину и не сомневалась, что человек все время совершенствуется и сумеет сделать свою планету еще лучше. Мировая война - она разразилась в тот год, когда я родился, - больше никогда не повторится. Наука и техника помогут людям добиться прочного мира, и жизнь станет идеальной.
   Я разделял пламенную любовь отца к природе и страстное увлечение матери зоологией и "примитивными" племенами, однако не понимал, почему родители так восхищаются стремлением современного человека порвать все узы, связывающие его с природой. От чего бежать? Или люди испугались обезьяньего предка, которого нарисовал им Дарвин? Всякое изменение мира вчерашнего, в чем бы оно ни заключалось, взрослые приветствовали и называли "прогрессом". Но "прогресс" означал отрыв от природы. Взрослые настолько увлеклись изобретениями и преобразованиями, что жали на всю катушку, не задумываясь, к чему это может привести. Видимая цель - мир, преобразованный человеком. Но кто главный архитектор? В моей стране я его не видел. Король английский и президент американский тоже не подходили к этой роли. Каждый изобретатель, каждый промышленник, кому только хотелось участвовать в строительстве будущего мира, совал кирпич или шестеренку куда и как попало, предоставляя следующему поколению судить о результатах.
   В школе нам рассказывали про человеческий мозг. Дескать, к двенадцати годам заканчивается его формирование. А с нами и в шестнадцать лет обращались так, словно у нас только половина мозга. Как будто рассчитывали, что шестнадцатилетние станут лучше думать после того, как их свежие мозговые извилины пропустят через образовательную машину и напичкают до краев старыми догмами. Но ведь мы должны думать теперь. Должны уже теперь составить себе представление о том, что происходит на свете, не то придется нам слепо подчиняться и занимать отведенные нам места в поезде взрослых, поезде без машиниста.
   Школа заведомо мошенничала, толкуя о развитии и прогрессе. Нам внушали, что после Эдема шел сплошной, непрерывный прогресс. В моем представлении учителя балансировали на канате, держа в одной руке Библию, в другой Науку. И ухитрялись уйти так далеко, что не видно, - и не поймешь, добрались они до конца каната или нет. Нам говорили, что Бог сотворил человека. Дескать, Дарвин уточнил, как это происходило. Сперва были созданы обезьяны. Еще нам говорили, что Бог сотворил мир со всеми живущими в нем тварями за шесть дней. Дарвин считал, что на это ушло гораздо больше времени, но разве не сказано в библии, что для Бога один день равен тысяче лет и тысяча лет что один день. И ведь Эйнштейн установил, что время - вещь относительная. Так что тут у взрослых не было расхождения. К тому же естествоиспытатели соглашались с тем, что более двух тысяч лет назад писал автор Первой книги Моисея: жизнь зародилась не на суше, а в море. Лишь после того, как в соленом океане развелись полчища рыб и гигантских зверей, после того, как воздух наполнился летающими тварями, на суше закопошились всякие ползучие и иные животные. Современные исследователи подтверждали вывод неизвестных древних мудрецов о такой именно последовательности, подтверждали и то, что человек последним явился в мир, где уже были сотворены все растения и животные. Конструкция действовала полным ходом еще до того, как человек получил готовенькие легкие, сердце, органы чувств и мозг и начал размножаться.
   В сложной структуре Эдема все было совершенно. В этом наука и библия тоже сходились. Бог был вполне доволен своим творением. Настолько доволен, что перестал творить и предался отдыху на седьмой день, между тем как люди бродили нагишом в райском саду. Нагишом, но всем обеспеченные, подобно всяким растениям и тварям.
   Библия говорила, что Бог был милостив и не хотел, чтобы сотворенный им род человеческий голодал. Наука утверждала, что человек не выделился бы из животного царства, если бы природа не благоволила ему, не наделила его щедро всем необходимым.
   Но на этом единогласие взрослых кончалось. Дальше учителя как бы пропадали вдали. Дальше начинался конфликт. Конфликт между творцом и творением, между правой и левой рукой балансирующих на канате преподавателей. Бог-то был доволен своим произведением, а вот человек - нет. Бог не сомневался, что даровал человеку совершенную среду, земной рай. Человек не соглашался с этим. Бог предался отдыху - человек принялся за работу. Человек стремился к прогрессу. Эдем его не устраивал.
   Люди тоже трудились шесть дней, а на седьмой отдыхали, чтобы угодить Богу. Правда, они спорили между собой, какой день отводить отдыху воскресенье, субботу или пятницу. Но и христиане, и иудеи, и мусульмане на восьмой день снова принимались за дело, усердно продолжали совершенствовать мир. Так шло сотни, тысячи лет. Пока Бог отдыхал, люди изобрели тачку и автомобиль. До динамита Бог тоже сам не додумался. Уразумел ли творец, глядя на нас, что не так уж он и всесилен? Не раздражало ли его, что все сотворенное им мы переделываем на свой лад? Верующие взрослые явно считали, что Бог возложил на нас ответственность за судьбы планеты, с тем чтобы мы строили и рушили, торжествовали и ошибались, радовались и страдали, всецело руководствуясь дарованным нам разумом и совестью. Если верно сказано, что Творец вознаградит нас или покарает в последующей жизни, смотря по нашему поведению, значит, мы и впрямь не застрахованы от ошибок. Но вот что меня озадачивало: взрослые твердят, что Бог создал природу, а сами ведут себя так, словно им грозит ад, если они не обрубят все узы, связывающие человека с природой. И даже безбожники, заявляющие, что человек создан самой природой, вели себя так, будто видели в природе кровного врага людей.